Искусство

Современное искусство – искусство без какого-то доминирующего определения, без явно выраженной школы, что и отличает его от искусства более ранних периодов. Даже в 60е года двадцатого века можно было выделить черты той или иной школы. На протяжении последующих двух десятилетий еще сохраняются отличительные черты различных концепций, затем происходит… что? Выход за рамки? Потеря границ?

Искусство теряет изначальную связь с красотой и созиданием, все чаще в нем появляются ранее чуждые мотивы разрушения, войны, хаоса. Возможно, мир стал слишком велик для старых рамок, появилось слишком много нового, это новое и пытается вобрать в себя искусство.

Чем же можно охарактеризовать современное искусство? Наверное, точнее всего выразился Эллисон Хеттер: «Все это уже где-то было». Все что было ранее находит новое применение сегодня. Все наследие прошлого вновь оживает, смешиваясь в современном искусстве, проявляясь с неожиданной стороны.

Большинство популярных сегодня художников являются в большей степени творцами, нежели более ранние представители художественного мира, поскольку они развивали свои таланты не только в живописи, но и в скульптуре, фотографии и инсталляциях. Такие имена, как Катарина Фиртч, Чэпмены, Трейси Эммин и другие, известны ценителям изобразительного искусства во всем мире. Выставки работ этих художников обошли всю планету и сделали их имена известными.


Современное искусство (англ. contemporary art, иногда в качестве синонима используют определение актуальное искусство), — искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день. Историю развития новых направлений искусства ХХ столетия можно разделить условно на два больших этапа: модернизм (modern art) — искусство от эпохи импрессионизма (начиная приблизительно с 1880 года) до 1960-1970-х годов и современное искусство — от 70-х прошлого века до настоящего времени.
1970 год является поворотным пунктом в истории искусства по двум причинам. Первое — это год возникновения терминов «постмодерн» и «постмодернизм». Во-вторых, 1970 год — последняя веха, до которой художественные движения было относительно легко классифицировать. Если сравнить количество художественных направлений в период до 1970 года и после, то легко заметить, что во времена модернизма их было значительно больше. И это не смотря на то, что художников, работающих в данное время больше, а арсенал средств и технических возможностей шире. Еще одной особенностью искусства последних 30-ти лет является его социальная ориентированность, гораздо более ярко выраженная, чем во все предыдущие эпохи.
В русском языке используется также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства 20-го или 21-го столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»).
На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий — видео, аудио, компьютеров и интернет — это существенно расширило палитру средств, используемых художниками.


Комментариев нет:

Отправить комментарий