четверг, 23 февраля 2012 г.

Тенденции в российском современном театре

Основные тенденции в современном российском театре

Сегодня многие говорят о кризисе современного российского театра. Впрочем, и двадцать лет назад все об этом говорили. И двадцать лет спустя положение вряд ли изменится. Все дело в том, что кризис – это есть форма существования и основа развития театра. Кризис – это не плохо. Кризис – это перспектива, эксперименты, это будущее.

Российский театр, так исторически сложилось, всегда очень оперативно реагировал на изменения, происходившие в обществе. Но нынешняя современность настолько динамична, изменения происходят настолько быстро, что театральная реальность не всегда поспевает вслед за ними. Теперь модными стали слова, о которых раньше и не слышали: всемогущий Интернет, вездесущий трейдер или менеджер и т.д. Одни театры и направления пытаются идти в авангарде, другие даже не стремятся измениться.

 1. Представители традиционного театра принципиально не желают идти в ногу со временем. Они упорно по двадцатому кругу ставят одни и те же классические пьесы. Их репертуар качественно не меняется на протяжении десятилетий. Чехов, Шекспир, Островский ставятся ими так, будто время за воротами театра остановилось. Как минимум оно застыло в самих этих театрах.
2. Сторонники интерпретации классической драматургии в рамках новых форм и подходов. Тоже предпочитают классический репертуар, как драматургию с крепкой литературной основой. Однако, позволяют себе вольное обращение с классикой, используют новые формы, парадоксальные и оригинальные трактовки классических пьес, приближая их к современному зрителю.
3.  Представители коммерческого, развлекательного театра. Считают, что роль театра не отличается от той роли, которую играет массовая культура в жизни современного общества.
4.  Представители «Новой драмы». Особняком стоят в российском театральном процессе. «Новая драма» – одно из самых интересных направлений в современном отечественном театре, но и самое спорное. Зародившись в рамках фестиваля «Новая драма» в 2002 году, направление имело своей основной целью привлечь современную драматургию в театры. Такую драматургию, которая откровенно и честно отражала бы окружающую действительность. «Новая драма» – весьма не однородное явление. К ней относят, как и чрезвычайно талантливых, действительно интересных драматургов, режиссеров, так и просто «прилепившихся» к модному театральному направлению. Фестиваль «Новая драма» в 2007 году прошел в последний раз из-за творческих разногласий «отцов-основателей», однако само направление никуда не исчезло. Оно широко распространилось, приросло новыми, в основном молодежными театрами (неотеатрами). А ведь кто как не молодежь наиболее остро и адекватно чувствует современность?
5.  Представители Театра DOC. Считают наиболее адекватной формой современного театрального искусства – документальный театр. Активно ставят пьесы, написанные на основе документов, газетных статей, историй реальных людей, интервью с представителями той или иной социальной группы, участниками тех или иных реальных событий.

Современный российский театр – это театр контрастов. Он многообразен, динамичен, конфликтен и эксцентричен. Таким положено быть современному театру, такой он и есть. Любой зритель может найти в театре занятие себе по сердцу. Если зритель хочет, чтобы его развлекали, его будут развлекать. Если он хочет думать, то будет думать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий