Танец джаз-модерн — одно из направлений современной зарубежной
хореографии, зародившееся в кон.
XIX — начало.
XX
вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для
обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные
формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (
свободный танец,
дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный,
экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в
процессе развития этого направления. Общим для представителей танца
модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой
период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать
новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям
человека
XX века.
Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов
оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к
полной независимости от традиций представители Т.м. пришли, в конце
концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с
которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от
традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца
реализована.
История
Идеи, жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе
музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих
переживаний. Его идеи получили распространение в начале 20 в. после
того, как были художественно реализованы двумя американскими
танцовщицами, гастролировавшими в Европе.
Лои Фуллер
выступала в 1892 в Париже. Её танец «Серпантин» строился на эффектном
сочетании свободных телодвижений, стихийно порождаемых музыкой, и
костюма — огромных развевающихся покрывал, освещённых разноцветными
прожекторами. Однако основоположницей нового направления в хореографии
стала
Айседора Дункан.
Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к
естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но
и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей
искусства стремившихся освободиться от академических догм. Источником
вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство
не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно
обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой
такого же характера. Техника не была сложной, но сравнительно
ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие
оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим
содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь
новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком,
отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и
камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан
предопределили пути танца модерн. В России одними из первых ее
последователей были студии
свободного, или
Комментариев нет:
Отправить комментарий